Священномученик Петр Троицкий, диакон

Священномученик Петр Троицкий
(1897 — 1938)

Священномученик Петр родился 9 июня 1897 года в городе Истре (в то время г. Воскресенск) Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Ивана Троицкого. Окончив обучение в семилетней школе, Петр устроился работать на телеграфе. С августа 1918 по 1919 год он служил в Красной армии писарем. С 1919 по 1922 год Петр Троицкий находился в Польше в плену.

После освобождения он вернулся снова в Истру, где работал на телеграфе. В 1925 году Петр Иванович оставил гражданскую службу, стал часто посещать церковь и устроился служить псаломщиком, а в 1930 году он был избран старостой Вознесенского храма г. Истра.

22 мая 1931 года вместе с иеромонахом Василием (Красноковым) Петр Троицкий был арестован, заключен в Истринский арестантский дом и 20 июня допрошен:

«Антисоветской агитации и агитации против колхозного строительства я не вел. Виновным себя не признаю. Соприкасаясь с духовенством, я их контрреволюционной деятельности никогда не замечал. В 1930 году верующие посылали меня ходить в чайные и разъяснять сущность религии и убеждать за веру в Бога. С этой целью в чайные я ходил», - ответил на следствии Петр Иванович.


Через неделю следователем в качестве свидетеля был допрошен бухгалтер истринского отдела связи, который показал:
«Троицкий является самым реакционно-настроенным элементом по отношению к советской власти. Работая 6 лет тому назад на почте, всегда был враждебным к пролетарской революции, считал Бога и религию идеалом любви, связывающей человечество. Ушел со службы на иждивение церкви, став самым ярым ее активистом, вплоть до того, что стал церковным старостой. Вел большую агитационную работу среди верующих крестьян за борьбу с теми, кто идет против религии. Особенно сильно проявлял себя в дни массового посещения церкви во время постов, в дни говения, и на Пасху. Вел беседы, доказывал, что Бог был и есть, и что без религии человечество как без воздуха существовать не может. Пользовался всеми средствами и возможностями, чтобы противодействовать антирелигиозной работе на селе. Помню, когда в 1930 году на общегородском собрании встал вопрос о закрытии в городе церкви., Троицкий обегал все окрестные деревни и оповестил о готовящейся беде верующих. Все крестьяне как по набатному звону пришли в город и добились снятия вопроса с повестки дня… При встречах и разговорах с ним, когда его уговаривали бросить это гнусное дело, отвечал решительно — умру во имя Христа и буду всегда агитировать против всех, кто против Бога. Элемент реакционный, вредный, необходима изоляция», — заключил лжесвидетель.

Поскольку следствием предъявленное обвинение доказано не было, уполномоченный по Истринскому районному отделению ОГПУ 1 сентября 1931 года дело за не доказанностью прекратил, иеромонах Василий (Красноков) и староста Петр Иванович Троицкий из-под стражи были освобождены.

В 1933 году Петр Иванович был рукоположен во диакона и служил в Вознесенском храме города Истры Московской области. В 1934 году его перевели в расположенный недалеко Троицкий храм села Троицкого на Истре.

У отца Петра было три сестры: Параскева, Екатерина и Наталия. Дочка Параскевы Елена оставила воспоминания своей мамы об отце Петре:

«Моя мама рано лишилась отца, а второй муж бабушки (отчим) был человеком очень жестоким, настоящим деспотом. Отец Петр, зная о страданиях своей несчастной племянницы, часто брал ее к себе. Мама говорила, что жил он в скиту. Я понятия не имела, что это такое, но представляла, что это вроде маленькой избушки на курьих ножках об одном окошке; я даже не спрашивала, где стоит этот скит, но точно знала, что он находится в Истре. Мама говорила, что дядя Петя был молодой и дал обет Богу не жениться, поэтому его не рукополагали в священника, а был он дьяконом. Когда мама рассказывала о его жизни, мне тогда представлялось это сказкой, точно также я воспринимала ее рассказы о чудесах святителя Николая Чудотворца. Глупая была, но все же считала бабушкиного брата ничуть не меньше Николая Угодника.
Мама говорила, что дядя Петя много помогал бедным, вдовам, многодетным. Не имея никаких средств, но имея большую любовь к страждущим и сильные рабочие руки, он ночами приходил и кому огород польет или вскопает, кому сено скосит, кому изгородь починит, и так всем беднякам.
Мама спрашивала: “Дядя Петя, а почему ты делаешь это ночью, а не днем?”
Отец Петр объяснял маме: “Если тебе в этой жизни люди сказали «Спасибо», значит ты уже за свой труд получил благодарность, разве за одно дело два раза благодарят? А вот если люди встали утром и увидели, что картошечка выкопана, заборчик починен или сено скошено и т.п., а кто это сделал - не знают, то, конечно же, они будут благодарить Господа, а Господь за тайные дела на небесах воздаст явно”.
А днем отец Петр ходил за грибами и за ягодами, ловил рыбу и раков в р. Истре и все тоже раздавал нуждающимся. Мама спрашивала: “Дядя Петя, ты не боишься в лес один ходить?”, - а он отвечал: “Разве я один? Со мной Сам Господь и Ангел-Хранитель и все-все святые, кого я призываю”. Мама с ним ходила, а он идет по лесу и молитвы поет, он и маму научил петь и даже брал ее и на клирос ставил.
А Наталья (одна из сестер) помнит, как она с ним в храме на службе была, и как он всегда просил ее тарелочку с пожертвованиями разбирать: трехкопеечные – в одну кучку, пяточки – в другую и т.д.
Какой он был внешне? Может быть и найдется какая-то фотокарточка. Но у моей бабушки (ст. сестры о. Петра) был такой маленький фанерный чемоданчик и на внутренней стороне крышки этого чемоданчика был наклеен большой красочный портрет нашего святого мученика и страстотерпца Царя Николая II.
Бабушка откроет чемодан и, смотря на Царя-батюшку, плачет, говорит: “Как он с моим Петей похож!”. А нам смотреть одним не давала, чемоданчик на замок закрывала, говорила, что время безбожное советское, за этот портрет всех в тюрьму посадят.
Мне еще в ранней молодости племянник о. Петра (на машине разбился) говорил, что мальчишкой он лазал в разрушенный монастырь с ребятами и там он нашел какую-то книгу, где была родословная запись о нашем роде – Троицких, но он был еще очень глуп, чтобы придать серьезное значение такой находке.

Вот такими Иванами, не помнящими родства, сделала нас богоборческая власть. Но как не может утаиться град, стоящий на верху горы, так не может утаиться и праведник, все равно все люди знали, что в Истре ночной благодетель – о. Петр.
И когда его первый раз арестовали, вся Истра собралась у ворот КПЗ, все шли и шли, и передачу несли, и просили: “Отпустите Петра Ивановича Троицкого!”. Его и отпустили. Он пришел к моей бабушке, а у нее сидела в гостях другая их сестра, Екатерина. Как они обрадовались, пирогов напекли, самовар поставили! А ночью его окончательно забрали и увезли на “черном вороне”, но куда отправили, так и не могли узнать. До конца дней своих все три сестры неутешно плакали.
Однажды к бабушке явился мужчина, принес записку. Это была вроде как от газеты узкая полосочка полей оторвана, а написано чем-то бурым, бабушка решила, что это кровью писали, там был адрес его пребывания и просьба: “Паша, у нас цинга, пришли, пожалуйста, чесноку”. Бабушка огромную посылку собрала: и сала копченого, и селедки-“залом”, и сахару, и еще всякого добра, и, конечно же, чеснока и лука. Но посылка скиталась месяца два и вернулась с надписью “…адресат выбыл в неизвестном направлении”. Я так себе представляла, что лежат его святые мощи где-нибудь в Ледовитом океане на острове Новой Земле, а он покоится, оказывается, на БАМе. Я всегда молилась за него, а, оказывается, надо молиться ему”».

К сожалению, Елена, оставив свои воспоминания, уже покинула этот мир. Глубоко верующий человек, она для многих была примером кротости и христианского терпения. И Господь совершил чудо, он призвал Елену к себе 20 октября 2012 года – в день, когда в Истринском благочинии праздновалась память Собора новомучеников и исповедников Истринской земли.
Летом 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и верующих. 7 ноября 1937 года был арестован священник Александр Машков, который вместе с диаконом Петром служил в Троицком храме. Во время допросов он оговорил себя, а также священника Иоанна Орлова, диакона Петра Троицкого и старосту храма Михаила Строева в том, что они под его руководством организовали контрреволюционную группу для борьбы с советской властью. 18 ноября 1937 года Истринское районное отделение НКВД арестовало диакона Петра. В тот же день начались допросы. Сохранилось следственное дело, из которого видно, что отец Петр никого не оговорил и вины перед властью не признал:

— Вы арестованы как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу.
— Участником контрреволюционной группы я не являюсь.
— Следствие предлагает вам быть правдивым и дать показания о вашем участии в контрреволюционной группе.
— Утверждаю, что участником контрреволюционной группы я не являюсь.
— Знаете ли вы ныне арестованного по линии НКВД Машкова?
— Священника Троицкой церкви Александра Машкова я знаю хорошо с начала 1937 года.
— Показаниями обвиняемого Машкова вы уличаетесь как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу.
— Утверждаю, что я участником контрреволюционной группы не являюсь.
— Вам зачитываются показания обвиняемого Машкова, подтверждаете ли вы это?
— Эти показания я отрицаю.
— Признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

После допросов в Истре отца Петра перевели в Таганскую тюрьму в Москве.
27 ноября 1937 года тройкой при Управлении НКВД СССР по Московской области он был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

На этом крестный путь отца Петра не закончился. Так как этот человек проходил по статье 58, а значит был «особо опасен» для Советского государства, в отличие от уголовников и бандитов, на месте для таких, как он, фабриковалось новое, уже расстрельное по совокупности обвинений, дело.

22 января 1938 года отец Петр в числе многих, таких же заключенных, прибыл в Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь (сокращенно Бамлаг). В регистрационном листке прибывшего, в разделе «Особые приметы» написано: «Рост ниже среднего, телосложение ниже среднего, цвет волос – русые, цвет глаз – серые, нос прямой». В деле есть информация о фотокарточке, но сама она оказалась, к сожалению, утерянной. Отца Петра сразу определили на работу, параллельно собирая материал, для нового дела, которое подвело бы диакона под расстрел. Нашлись и доносчики. 13 марта 1938 года необходимые показания, видимо, были собраны. В характеристике, данной на з/к Троицкого Петра Ивановича написано, что за время своего пребывания он проявил себя с плохой стороны. На работу выходил неохотно и, выйдя на производство, старался обмануть десятника, занимался очковтирательством, вел «разлагательную работу» среди бригады.

А 14 марта третьим отделом Бамлага НКВД составлена справка на группу лиц, в которую входил и отец Петр, где говорилось, что они (орфография сохранена):
– призывали заключенных к объединению против Сов. власти в момент возникновения войны,
– намеривались бежать из лагеря за границу с целью активной борьбы с Сов. властью,
– дискредитировали социалистическую систему государства и исправтруд политику Сов. власти,
– восхваляли расстрелянных троцкистско-бухаринских бандитов, одабривали

их к-р террористические диверсионные действия, унижали достоинство руководителей партии и правительства,
– высказывали к-р террористические намерения против Вождя народов,
– от работы отказывались и разлагали трудовую дисциплину среди заключенных.

Список обвинений внушительный, и даже за часть из них предусматривалась высшая мера наказания. Так оно и произошло.
31 марта 1938 года «тройкой» УНКВД по ДВК (Дальневосточному краю) Троицкий Петр Иванович был приговорен к расстрелу.
Но и здесь жизнь отца Петра не заканчивается. По причине того, что и быструю смерть в ГУЛАГе нужно было в буквальном смысле заработать, всех, проходивших по этому делу, оставляют пока в живых.
Приговор приведут в исполнение позже, 15 августа 1938 года. Но отец Петр до этого дня не дожил.
22 июня, в крайней степени истощения, он попадает в лазарет 8 отделения Бамлага, а 28 июля в 7 часов 15 минут врач констатирует смерть з/к Троицкого Петра Ивановича.
В справке указана и причина: «Паралич сердца на почве пеллагры при явлениях резкого истощения и хронического энтероколита».
Погребен диакон Петр Троицкий в общей безвестной могиле.

Диакон Петр Троицкий Постановлением Президиума Московского областного суда 7 февраля 1958 года был реабилитирован.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви

от 7 мая 2003 г. диакон Петр Троицкий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.